Почему человек убегает от новых возможностей к старым привычкам?
Человеческая психика очень интересно устроена.
Она воспринимает новое, как стресс. Особенно, при условии, что так воспитывали, что транслировали родители.
Если даже посмотреть на процесс познания, то чаще малышей ограничивают и пугают, вместо объяснений.
«Не лезь!», «упадёшь!», «промокнешь!», «заболеешь!», «порежешься!», «измажешься!» и т.п.
Причём, обратите внимание на звучание этих глаголов. Это звучит не просто предостерегающе от опасности, а угрожающе звучит, и транслирует ребёнку непреложность исполнения.
Ребёнку остаётся только исполнять команды, как собачке, которую тренируют. И это не только в посланиях «иди ко мне!», даже в случае «упадёшь, «измажешься» и т.п.
Это констатация, которую потом мама усиливает:
Я же сказала «упадешь, «измажешься».
Всё это вместо обучающего, предупреждения о последствиях, типа: будь внимательнее; это острое; это горячее; может быть больно; об это можно споткнуться, упасть, удариться и испачкать или порвать, твой красивый наряд и он будет некрасивым…
И то, что после таких команд ребёнок не может самостоятельно действовать — это отдельная тема.
Полезнее показать ребёнку цепочку причинно-следственных связей и научить ответственности за результаты своих действий. Чтобы это было прошито в его системе безопасности.
К сожалению, даже школой детей уже пугают, а не вдохновляют, говоря об интересных новых знаниях и навыках.
Так вот, в этом всём ребёнку нужны островки безопасности — нечто стабильное.
Первое — конечно, мама, её внимание, объятия, её грудь.
Потом любимая игрушка, прошедшая многое вместе с ребёнком, взяв которую он успокаивается и заспает. И он может закатить истерку потеряв эту даже старую и сташную игрушку, или если кто-то захочет её взять. Или если забыли её взять в детский садик.
И это не каприз, а страх от вторжения в его безопасное пространство. В его системе безопасности происходит сбой — выпадает целое звено, охранник его границ.
И новая игрушка не может заменить старую в этом вопросе, потому что сама ещё является стрессом, не вызывает доверия, в систему безопасности не встроена.
С взрослением ритуалы не умирают, они меняются.
Вместо игрушки, может быть любимая пижама или чтение книжки перед сном (ведь в детстве папа читал);
утром — кофе или чай, и обязательно, из любимой кружки, на своём любимом месте.
Ритуалы могут быть ежедневными или сопровождать разные события. Могут становиться традициями, и передаваться из поколения в поколение. Как например, блины, в качестве поминального блюда на памятные даты.
Или пятак под пятку на удачу перед экзаменом.
Или любимая «счастливая» одежда на важные встречи.
Всё это островки, якоря в системе безопасности человека, для усиления защиты от стресса.
Некоторые из них, к сожалению, переходят в зависимость, в которых защитный эффект весьма сомнителен, но ритуальная составляющая очень сильна. Например, курение, и даже созависимые отношения.
Расслабляющий эффект сигарет минимален, вреда больше, чем пользы, но сам ритуал действует успокаивающе.
Таким же успокаивающим ритуалом становится интернетомания, а для людей старшено поколения — просмотр телевизора, любимые передачи, каналы, даже если там нет хороших новостей.
И нервозность при отказе от просмотра новостей может усилиться.
Поэтому люди возвращаются к старому, к старым привычкам, в старые отношения, даже если клянутся этого не делать, понимая их разрушительный эффект.
А какие ритуалы есть у вас ?
И как думаете, что нужно сделать, чтобы риталы были только полезными?
По всем вопросам ПИШИТЕ сюда
© Галина Суслина,
психолог,
энергопрактик,
архетипотерапевт,
автор книги «Сказки_жизни»
автор т-игры «Право на любовь»